РЭПТ и общая семантика

May 2, 2016

 

Основатель рационально-эмотивно-поведенческой терапии Альберт Эллис подчеркивал  влияние, которое оказала теория Общей Семантики на формирование его терапевтического метода.

Общая семантика, как дисциплина, была основана Альфредом Коржибски в 20-30 гг. прошлого века. Для РЭПТ наиболее важными были исследования и теория Коржибски относительно того, какое влияние на наши эмоциональные переживания, на наше мышление и поведение будут оказывать язык, который мы используем как инструмент общения с другими людьми, и структура по которой мы выстраиваем наши мысли. Как наш язык, который мы используем в быту и во время внутреннего диалога способен формировать, искажать и трансформировать наши эмоции, опыт, поведение.

В своей знаменитой книге «Наука и психическое здоровье»  (1933), Коржибски показывал, что люди максимально ограждают себя от эмоциональных расстройств, когда опираются на «научное» мышление, на доказательные методы в рассуждениях, которые характеризуются когнитивной гибкостью, не злоупотребляют бездоказательными выводами, обобщениями и стараются проверять и тестировать создаваемые ими теории,  ищут факты, подкрепляющие их доказательства.

Это ни в коей мере не означает отказа от ярких эмоций, сложных переживаний и открытого проявления чувств. Наоборот, без подобного выражения, вряд ли возможна полноценная и наполненная жизнь. Но, используя «научное» мышление при обработке информации, при принятии решений, мы можем обезопасить себя от негативных и разрушающих эмоций.

Одной из основных предпосылок Общей Семантики является предположение об «усеченном» использовании языка. Любое слово и определение в отношении объекта, или  действия, неминуемо отсекает те или иные важные детали, нюансы события. Большинство наших оценок не описывают полностью того, что мы чувствуем, думаем и испытываем по отношению к объекту. Эта идея нашла отражение в известной фразе Коржибски «Карта не есть территория». Не важно, насколько подробна карта, она не в состоянии абсолютно подробно и исчерпывающе описать местность. Слово не есть то, что оно обозначает. Более того, нет двух абсолютно идентичных ситуаций, или людей. Все мы меняемся. «Мы» сегодня отличаемся от «нас» вчера. Как в древней поговорке – нельзя войти в одну реку дважды. Используя одни и те же слова и выражения для описания разных людей, или событий, мы рискуем выключить из внимания какие-то специфические детали, и ограничить себя в создании целостной картины.

На практике, во время РЭПТ сессий эта особенность учитывается, когда терапевт просит детально описать те, или иные оценки, о которых говорит клиент. Например, если клиент говорит, что испытывает тревогу, терапевт не будет надеяться, что он точно понимает, что клиент имеет в виду, а попросит рассказать, что именно для него означает тревога в данный момент. Если клиентка говорит, что она страдает от чьей-то критики, терапевту необходимо понять, какой именно элемент является механизмом для запуска негативных эмоций – сама критика, тон, поза, личность и т.д.

Коржибски также  показывал, что индивидуальные реакции, вызванные использованием глагола «быть» (to be) быть в структуре языка могут приводить к чрезмерному обобщению, путанице и неадекватному поведению. Простой пример с лимоном позволяет понять этот принцип. Если мы говорим «Лимон желтый» (the lemon is yellow) мы подчеркиваем цвет лимона как важнейшую характеристику. Однако, в темноте, или при дальтонизме, эта характеристика не может быть использована для определения лимона как объекта. Более корректным будет построение фразы «Я вижу лимон желтым», что не приведет к искажению, и оставляет возможность для других оценок лимона.

Конечно, лимоны и их цвета вряд ли будут играть существенную роль в нашей жизни, но, увы, мы часто прибегаем к тем же упрощениям и при характеристиках отдельных людей. «Он – неудачник», «Я круглый идиот» «Она – идеал». В этих высказываниях, на первый взгляд, нет ничего страшного, и мы привыкли употреблять их в повседневной речи. Зачастую так проще, короче и выразительнее. Проблемы возникают тогда, когда разные люди будут вкладывать в подобные определения разный смысл, и это приведет к совершенно отличной интерпретации событий и характеристик людей, к тому же, что более важно, это может вести к склонности  оценивать людей как таковых, в отличие от оценки конкретных событий и действий. В РЭПТ очень важным является понимание того, что общая оценка людей и себя может вести к формированию иррациональных убеждений, которые будут являться причиной негативных и травмирующих эмоций. Люди слишком сложные и разносторонние, чтобы пытаться их оценить в целом.

Тенденция давать оценки конкретным поступкам и событиям позволяет нам спокойнее воспринимать окружающий мир, в гораздо меньшей степени будет провоцировать чрезмерные негативные эмоции, и в конечном итоге будет способствовать навыкам счастливой и полноценной жизни. Все мы, время от времени, ошибаемся и делаем не то, чего хотелось бы. Умение принимать себя и других такими, какими мы являемся, позволяет избегать травмирующих чувств и способствует большему прогрессу при желании каких-либо изменений. Попробуйте, хотя бы на время, отказаться в своей речи и в своих мыслях от общих оценок, от глобальных характеристик, постарайтесь научиться максимально полно и конкретно описывать то, что вы чувствуете и думаете. Не стесняйтесь переспрашивать и уточнять, что означают те, или иные характеристики, когда вы слышите их от других людей, и вы увидите, как по-разному мы воспринимаем этот мир, как многогранны и уникальны люди в своем видении окружающего. Как много ценных и важных деталей мы упускаем, упрощая наш язык и давая общие оценки и характеристики.

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Избранные посты
Недавние посты
Please reload

Архив
Please reload

Поиск по тегам
Please reload

Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

© 2016 Сергей Падве