Что может дать психолог бизнесу?

 

 

Если отбросить серьезные теоретические рассуждения и попытаться говорить максимально просто и понятно, то, исходя из основной задачи практически любого бизнеса – зарабатывания денег, привлечение любого дополнительного специалиста должно быть максимально оправдано.

 

Как обычно используют людей с психологическим образованием? На ум приходят разные тренинги и работник отдела кадров. Что, как правило, делают на тренингах? Обучают новым (профессиональным) навыкам и стараются их закрепить.

Работник отдела кадров пытается найти лучшего кандидата на позицию и иногда делает что-то для поддержания, или создания «корпоративного духа».

Оправдано ли это? Нужно ли это бизнесу?

Крупному – наверное «да», т.к. эти затраты размазываются, а какие-то удачные активности HR-специалиста запоминаются. Тренинги (продаж/переговоров) могут реально дать новые знания и создают эффект развития сотрудников и поддержания профессионального роста.

 

А средний и мелкий бизнес? Может ли он себе позволить такие дополнительные траты? Есть ли резон вкладываться в тренинги для персонала?

 

Как вообще выбрать тренинг, тренера и тематику?

 

Я могу предложить свою логику, основанную и на большом опыте работы в корпорации и индивидуальным предпринимателем, и на опыте психологической и психотерапевтической практики.

 

Для начала, несколько слов о разнице между работой психолога и психотерапевта (в России, чтобы работать психотерапевтом, необходимо иметь медицинское образование, на западе, часто достаточно профильного психологического и дополнительного изучения выбранного направления в психотерапии) – психолог, как правило, работает по ситуации, часто решает профильные специфические задачи.

Если же речь идет о психотерапии, то важно не только понять проблему и способы ее решения, но и выяснить, какие факторы привели к ее возникновению, создать условия, при которых произойдет переоценка, переосмысление этих факторов, научить клиента новому, эффективному мышлению/поведению и убедиться, что оно усвоено, дабы, столкнувшись с подобными проблемами в будущем, клиент был готов к их самостоятельному преодолению.

Если пытаться придумать аналогию – условно, к вам пришел клиент с запросом «хочу есть». В первом случае, задача будет выполнена, если человеку дать еду. Во втором – если, скажем, мы дадим человеку удочку, научим ловить рыбу, посмотрим, что он смог самостоятельно поймать ее, приготовить и насытиться.

По итогу, и там, и там, человек пришел голодным, а стал сытым, но, во втором случае – это так называемое «элегантное решение», которое позволяет создать прогностически успешное поведение в будущем.

 

Так и для бизнеса, как мне кажется, гораздо эффективнее, если уж привлекать психолога, то запрашивать такую программу, которая позволит не только показать некую эффективную форму реагирования, но и с высокой долей вероятности гарантировать длительный эффект и улучшения на базовом уровне.

Условно, «тренинг продаж» не будет эффективным, если люди не усвоили базовых навыков коммуникации (умение устанавливать, поддерживать и разрывать контакт, умение сказать «нет», умение открыто выражать свои чувства, умение настаивать на своих правах и т.д.).

 

Тренинг уверенного поведения будет гораздо эффективнее любого тренинга по конкретной операции, т.к. научит человека вести себя адекватным образом в любой ситуации, станет предпосылкой для качественного улучшения и личностных и профессионально значимых качеств.

 

Похожая логика может быть применена и в отношении работы с персоналом. Еженедельные групповые занятия с психологом (где люди, находящиеся на одном уровне в иерархии, могут обсуждать конкретные проблемы и искать более эффективные способы их решения) будут гораздо более эффективнее чем несколько корпоративных мероприятий и сопоставимы по затратам. Возможность индивидуальных консультаций с психологом/психотерапевтом может принести гораздо больше пользы для личностного и карьерного роста сотрудников, чем аналогичные административные меры.

 

Конечно, все это будет реально работать только при условии, что вы выберите профессионального психолога, который точно понимает, как и что он может сделать для повышения эффективности работы сотрудников. Но, это тема отдельной статьи.

 

В завершении – один пример суперэффективного привлечения психолога. Мартин Селигман – основоположник позитивной психологии, автор концепции выученной беспомощности, в середине 80-х был привлечен для работы некогда одной из крупнейшей страховой компанией США Metropolitan Life, которая в 80-е стала работать крайне неэффективно. Основная проблемой для компании была огромна текучка кадров. Ежегодно из 60 000 кандидатов отбиралось 5 000. Их тестировали, интервьюировали, всесторонне готовили и обучали. Один кандидат обходился компании в 30 000 долларов.  Половина из новичков уходили в первый год, большая часть оставшихся начинала работать все менее и менее эффективно. К концу четвертого года от первоначально набранного количества оставалось менее 20%. Компания ежегодно тратила на поиск и наем кадров 75 000 000 долларов.

 Но дело было не только в огромных неэффективно расходуемых деньгах. Была еще и серьезная гуманитарная проблема – это переживания 50% ежегодно увольняющихся сотрудников.

Селигман предложил новую политику отбора кадров, основанную на базовой предпосылке, что для агента определяющим будет должный уровень оптимистического стиля объяснений происходящего (уровень оптимизма), его способность противостоять неудачам (настойчивость), его склонности и мотивацию.

В результате, за два года компания Met Life вернула себе лидирующие позиции на рынке (увеличив долю почти до 50%) и получила в штат 12 000 высокопрофессиональных агентов*.

Это пример работы психолога в бизнесе, который стал успешным благодаря как минимум, двум факторам – высокому профессиональному уровню подготовки психолога, его адекватному пониманию целей и задач работы и доверию со стороны компании.

У нас тоже есть достаточное количество подготовленных специалистов, готовых к решению задач, так, или иначе, связанных с психологическими проблемами. И есть большое количество компаний, у которых подобные проблемы есть. Дело за малым.

 

 

*более подробно описано в книге «Как научиться оптимизму» М. Селигман, Москва, 2015

 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Избранные посты
Недавние посты
Please reload

Архив
Please reload

Поиск по тегам
Please reload

Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

© 2016 Сергей Падве